ИСКУССТВО ПОВТОРЕНИЯ СВЯТОГО ИМЕНИ
Его Святейшество Маханидхи Свами
📖
Вторая глава
СЛАВА СВЯТОГО ИМЕНИ
Регулярно слушая об удивительной славе святого имени, а также изучая различные шлоки, которые возносят хвалу нама-бхаджане, можно укрепить свою веру и решимость повторять джапу. Так советовали ачарьи прошлого, например Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который сказал: «Воспевайте славу святого имени (нама-махима). Делайте это каждый день. Я сам так поступаю. Харинама – это наша жизнь.
Всемогущее имя Кришны всегда приносит плоды, неважно, повторяете вы его правильно или нет. Безграничную славу святого имени невозможно понять с помощью разума и логики. Только благодаря вере, преданности и постоянному повторению можно постичь величие шри-намы. В этот темный век Кали кришна-нама – самый легкий, быстрый, надежный и верный путь к духовному совершенству, любви к Богу. И с точки зрения самопознания нама-джапа – «царь всех садхан».
Повторение сладостного имени Кришны очищает сердце, освящает и уравновешивает ум, уничтожает шесть врагов (вожделение, гнев, жадность, зависть, иллюзию и безумие), останавливает круговорот рождения и смерти, избавляет от греха, сжигает самскары, разрушает привязанности, рождает отрешенность, искореняет желания, придает сил, наделяет бесстрашием, устраняет иллюзию, дарует высший покой, дает прему, открывает Господа и его дхаму, показывает дживе ее сварупу, омывает бхакти-расой и вовлекает в нитья-севу для удовольствия Радхи-Шьямы.
Нама раскрывает духовное тело
Шрила Бхактивинода Тхакур понятно объясняет, что ощутить свой внутренний духовный образ (сиддха-деху, или сварупу) – а это необходимо на пути рагануга-бхакти – можно, когда святое имя Кришны по своей милости раскроет его. Обычно человек постигает свой духовный образ на уровне бхава-бхакти. На этой ступени совершенства, которая предшествует према-бхакти, личная духовная энергия Шри Кришны (сварупа-шакти, или шуддха-саттва) из сердца какого-нибудь из вечных приближенных Кришны переносится в сердце садхаки. В свою очередь, это раскрывает садхаке особенности его духовного образа. Поэтому постичь свое духовное тело можно, повторяя без оскорблений святое имя.
Сиддха-пранали
Один грихастха, последователь Гауракишоры даса Бабаджи, как-то поросил дать ему сиддха-пранали (посвящение в экадаша-бхаву). Бабаджи Махараджа ответил: “Харе Кришна маха-мантра – это сиддха-мантра! В этой мантре заключена сиддха-рупа Верховного Господа Кришны и сиддха-рупы всех живых существ. Если повторять маха-мантру чисто, слоги маха-мантры постепенно откроют духовный облик, качества и развлечения Шри Кришны. И это повторение также явит тебе твой вечный духовный облик, служение и остальные из одиннадцати составляющих твоей духовной природы”.
Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, как святое имя Кришны наделяет духовным телом:
ИШАТ ВИКАШИ’ ПУНАХ ДЕКХАЙА НИДЖА-РУПА-ГУНА,
ЧИТТА ХАРИ’ ЛОЙА КРШНА-ПАША
ПУРНА ВИКАШИТА ХОИЙА, ВРАДЖЕ МОРЕ ДЖАЙА ЛОИЙА,
ДЕКХАЙА МОРЕ СВАРУПА-ВИЛАСА
МОРЕ СИДДХА-ДЕХА ДИЙА, КРШНА-ПАШЕ РАКХЕ ГИЙА,
Э ДЕХЕРА КОРЕ САРВА-НАША
“Могущество Кришны таково, что, когда Его святое имя только-только начинает расцветать, оно раскрывает Его божественный облик и качества. Тем самым святое имя крадет мое сердце и отдает его Кришне. Когда цветок святого имени расцветает полностью, оно приводит меня прямо во Враджу и являет мне праздник Его любви. Святое имя наделяет меня моим вечным духовным телом, связывает с Кришной вечными узами и полностью уничтожает все, что имеет отношение к моему смертному образу” (Шаранагати; Шри Нама-махатмья).
Жизнь станет возвышенной
Так любил говорить Шрила Прабхупада. Проповедуя людям и предлагая им присоединиться к ИСККОН или примкнуть к движению санкиртаны Господа Чайтаньи, Прабхупада часто произносил эти слова: “Ваша жизнь станет возвышенной”. Подбадривая своих неоперившихся последователей, Прабхупада заканчивал многие письма теми же словами: “Ваша жизнь станет возвышенной”. Однажды в конце письма Шрила Прабхупада написал: “Пожалуйста, продолжай служить Шримати Туласи-деви и Радхе-Кришне, и твоя жизнь станет возвышенной!” По крайней мере, а одном письме Прабхупада сказал: “Повторяй Харе Кришна, и твоя жизнь станет возвышенной!”
Когда в конце шестидесятых преданные санкиртаны раздали на улицах Ист-Виллиджа в Нью-Йорке огромное количество открыток с мантрой, это выражение стало крылатым. На каждой открытке была напечатана вся Харе Кришна мантра, а призыв ниже гласил: “Повторяйте эти имена Бога, и ваша жизнь станет возвышенной!”
В 1969 году, в письме к ученику, Шрила Прабхупада лчино указывает, что и какими буквами должно быть написано на открытках с мантрой: “Мантру можно написать большими буквами, а все остальное маленькими: “Мы просим вас, повторяйте
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
И ваша жизнь станет возвышенной””.
Несмотря на то, что слово “возвышенная” употребляется часто, не многие преданные знают его смысл. Они путают понятие “возвышенный” с понятием “тонкий”, которое означает нечто таинственное, хитрое, лукавое, уклончивое, ускользающее, неясное и трудноуловимое. Однако, говоря о возвышенной жизни, Прабхупада подразумевал исключительно жизнь благородную, волнующую, восторженную, восхитительную, великолепную, грандиозную и достойную.
Действительно, жизнь в полном сознании Кришны – благородная, восторженная, восхитительная и великолепная,- одним словом, величественная. Каждый может достичь этого совершенства жизни и наслаждаться счастьем, миром и процветанием, воспользовавшись этим простым способом. Это нужно всем и каждому…
Повторяйте: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе,- и ваша жизнь станет возвышенной!
Как действует нама во Враджа-Гокуле
“Вишакха сказала: “О Кришна! Как только первый слог Твоего имени (крш) достиг слуха лотосоокой Радхарани, слезы ручьем полились из Ее глаз, омывая все Ее тело”” (Уджджвала-ниламани, гл. 14).
“Кришна сказал: “Субала! Сладость любви так переполняет Радхику, что Она подобна мурти, сделанному из нектара. У Радхики необычайно возвышенные трансцендентные качества. Словно масло, Она тает в пламени пылкого влечения ко Мне. Как только имя Радхи достигает Моего слуха, Я замираю в восторге, чувствуя бесподобное блаженство, и забываю обо всем на свете”” (Уджджвала-ниламани, г. 14).
“Нежный ветерок дует с того места, где Ты стоишь в Своей обворожительной позе, от вида которой у Радхики волоски на теле встают дыбом. Твой чарующий трансцендентный облик радует Ее взор. Нектар Твоего имени услаждает Ее слух. День и ночь с уст этой стройной, изящной девушки слетают песни на мелодию пятой раги, когда Она стоит у окна, всматриваясь в дорогу, по которой должен вернуться Ты”” (Падьявали, 357).
Стихи, восхваляющие святое имя
Описывая славу святого имени, шастры не преувеличивают, потому что они говорят не о материальном звуке, а о звуке духовном, который являет себя через посредство материального звука в то время, когда святое имя повторяет возвышенная душа. Шастры подразумевают не материальный звук, состоящий из букв и слогов. Просто внешние слоги: “Ха-ре Криш-на, Ха-ре Ра-ма”- еще не святое имя.
Если читать, запоминать приведенные ниже стихи, а также сосредоточенно размышлять над ними, это поможет глубже проникнуться признанием и сильнее привязаться к повторению святого имени Кришны.
Как святое имя раскрывает себя
АТАХ ШРИ-КРШНА-НАМАДИ НА БХАВЕД ГРАХЙАМ ИНДРИЙАИХ
СЕВОНМУКХЕ ХИ ДЖИХВАДАУ СВАЙАМ ЭВА СПХУРАТЙ АДАХ
“Невозможно понять трансцендентную природу имени, облика, качеств и развлечений Шри Кришны с помощью материальных, оскверненных чувств. Только когда трансцендентное служение Господу духовно поглощает человека, трансцендентное имя, облик, качества и развлечения Господа являют себя ему” (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234).
ВИЧИТРА-ЛИЛА-РАСА-САГАРАСЙА
ПРАБХОР ВИЧИТРАТ СПХУРИТАТ ПРАСАТ
ВИЧИТРА-САНКИРТАНА-МАДХУРИ СА
НА ТУ СВА-ЙАТНАД ИТИ САДХУ СИДХЙЕТ
“Только по удивительной милости Господа, нектарного океана прекрасных развлечений, проявляется чарующая сладость повторения святого имени. С помощью собственных усилий ощутить ее невозможно” (Брихад-бхагаватамрита, 2.3.168).
Единственная садхана для Кали-юги
ВЕДЕ РАМАЙАНЕ ЧАИВА ПУРАНЕ БХАРАТЕ ТАТХА
АДАВАНТЕ ЧА МАДХЙЕ ЧА ХАРИХ САРВАТРА ГИЙАТЕ
“Все Веды, Пураны, “Рамаяна” и “Махабхарата”, от начала и до конца, воспевают исключительно славу Верховного Господа” (Хари-вамша).
КАЛИ-КАЛЕ НАМА-РУПЕ КРШНА-АВАТАРА
НАМА ХАИТЕ ХАЙА САРВА-ДЖАГАТ-НИСТАРА
“Святое имя Кришны, Харе Кришна маха-мантра,- это аватара Кришны в век Кали. Просто повторение святого имени может спасти всю вселенную” (Ч.-ч., Ади, 17.22).
НА ДЕШЕ НИЙАМО РАДЖАН НА КАЛА НИЙАМАС ТАТХА
ВИДЙАТЕ НАТРА САНДЕХО ВИШНОР-НАМАНУКИРТАНЕ
КАЛО ‘СТИ ДАНЕ ЙАДЖНЕ ЧА СНАНЕ КАЛО ‘СТИ САДЖ-ДЖАПЕ
ВИШНУ-САНКИРТАНЕ КАЛО НАСТЙ АТРА ПРТХИВИ-ТАЛЕ
“О царь! Нет строгих правил, которые бы ограничивали время и место для повторения святого имени Вишну. Можешь не сомневаться в этом. Согласно различным правилам, раздавать пожертвования, совершать жертвоприношения и омовения, а также беззвучно произносить различные мантры нужно в определенное время и в определенном месте. Но святое имя Вишну можно повторять в любое время и в любом месте на земле” (Хари-бхакти-виласа, 11.412-413).
КРТЕ ЙАД ДХЙАЙАТО ВИШНУМ ТРЕТАЙАМ ЙАДЖАНТО МАКХАИХ
ДВАПАРЕ ПАРИЧАРЙАЙАМ КАЛАУ ТАД ДХАРИ-КИРТАНАТ
“Чего в Сатья-югу добивались медитацией на Вишну, в Трета-югу совершением жертвоприношений и в Двапара-югу поклонением Божеству – в Кали-югу можно достичь, если просто петь святые имена Хари (хари киртана)” (Бхаг., 12.3.52).
НАМА ВИНУ КАЛИ-КАЛЕ НАХИ АРА ДХАРМА
САРВА-МАНТРА-САРА НАМА, ЭИ ШАСТРА-МАРМА
“Шри Чайтанья Махапрабху сказал: “В Кали-югу нет иной садханы, кроме повторения святого имени. Святое имя – вершина всех ведических мантр и суть всех шастр”” (Ч.-ч., Ади, 7.74).
Нама уничтожает все грехи
В начале Кали-юги Нарада Муни посетил Господа Брахму.Он спросил его, как могут спастись падшие люди Кали-юги? Господь Брахма ответил:
ХАРЕ КРШНА ХАРЕ КРШНА КРШНА КРШНА ХАРЕ ХАРЕ
ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ
ИТИ ШОДАШАКАМ НАМНАМ КАЛИ КАЛМАША НАШАНАМ
НАТАХ ПАРАТАРОПАЙАХ САРВА ВЕДЕШУ ДРШЙАТЕ
“Шестнадцать имен Харе Кришна маха-мантры - Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе – уничтожают все грехи и устраняют злотворное влияние века Кали. Таково заключение всех Вед. Эти шестнадцать имен освобождают дживатму от шестнадцати составляющих материального покрытия: пяти познающих органов чувств, пяти деятельных органов чувств, пяти воздушных потоков и тонкого тела (ума, разумаи ложного эго). Когда повторение Харе Кришна маха-мантры разрушает грубое и тонкое материальное покрытия дживатмы, Верховный господь Кришна предстает перед дживой, подобно тому как в очистившемся от туч небе начинает сиять солнце” (Кали-сантарана-упанишад, 2-7).
НАМНО ХИ ЙАВАТИ ШАКТИХ ПАПА-НИРХАРАНЕ ХАРЕХ
ТАВАТ КАРТУМ НА ШАКНОТИ ПАТАКАМ ПАТАКИ НАРАХ
“Произнеся святое имя Хари лишь единожды, грешник может освободиться от большого количества грехов, чем он способен совершить” (Брихад-Вишну-пурана).
‘ЭКА‘ КРШНА-НАМЕ КАРЕ САРВА-ПАПА НАША
ПРЕМЕРА КАРАНА БХАКТИ КАРЕНА ПРАКАША
“Достаточно произнести без оскорблений всего лишь одно имя Кришны, чтобы все грехи отступили и проявилось бхакти, основа кришна-премы” (Ч.-ч., Ади, 8.26).
КРШНЕТИ МАНГАЛАМ НАМА ЙАСЙА ВАЧИ ПРАВАРТАТЕ
БХАСМИ-БХАВАНТИ РАДЖЕНДРА МАХА-ПАТАКА-КОТАЙАХ
“Мой дорогой царь, имя Кришны в высшей степени благотворно: любой, кто повторяет это святое имя, тут же избавляется от последствий грехов, которые он совершал во многих, многих жизнях” (Вишну-дхарма-пурана).
АВАШЕНАПИ ЙАН-НАМНИ КИРТИТЕ САРВА-ПАТАКАИХ
ПУПАН ВИМУЧЙАТЕ САДЙАХ СИМХА-ТРАСТАИР МРГАИР ИВА
“Когда человек повторяет святое имя Господа, пусть даже без желания либо в беспомощном сотоянии, все последствия его греховной жизни уносятся прочь, подобно тому как, заслышав страшный львиный рык, все мелкие животные разбегаются в страхе” (Гаруда-пурана, 232-12).
АМХАХ САМХАРАД АКХИЛАМ САКРД УДАЙАД ЭВА САКАЛА-ЛОКАСЙА
ТАРАНИР ИВА ТИМИРА-ДЖАЛАДХИМ ДЖАЙАТИ ДЖАГАН-МАНГАЛАМ
ХАРЕР НАМА
“Как восходящее солнце немедленно рассеивает кромешную тьму всего мира, подобную глубокому океану, так и святое имя Господа, произнесенное без оскорблений всего один раз, уничтожает все последствия греховной жизни. Слава, слава святому имени Господа, благодетелю всех живых существ!” (Падьявали, 16).
АДХАМО ‘ПЙ УТТАМАМ МАТВА СВАМ АДЖНО ‘ПИ МАНИШИНАМ
ШИШТАМ ДУШТО ‘ПЙ АЙАМ ДЖАНТУР МАНТУМ ВЙАДХИТА ЙАДЙ АПИ
ТАТХАПЙ АСМИН КАДАЧИД ВАМ АДХИШАУ НАМА-ДЖАЛПИНИ
АВАДЙА-ВРНДА-НИСТАРИ-НАМАБХАСО ПРАСИДАТАМ
“Несмотря на то что ниже меня никого нет, а Ты – Всевышний, несмотря на то что я глупец, а Ты – величайший философ, несмотря на то что я нечестивец, а Ты – сама святость, несмотря на то что я всякий раз оскорбляю тебя, когда думаю о Тебе, все же, о Господь, тень чьего святого имени вызволяет из бездны грехов, пожалуйста, будь добр ко мне, ведь иногда я повторяю Твое святое имя” (Шри Рупа Госвами. Става-мала; Карпанья-панджика-стотра, 15-16).
Нама дарует освобождение
ОМ АВАВРТТИХ ШАБДАТ
“Транцендентный звук вызволяет из материального мира” (Веданта-сутра, 4.4.22).
МАДХУРА-МАДХУРАМ ЭТАН МАНГАЛАМИ МАНГАЛАНАМ
САКАЛА-НИГАМА-ВАЛЛИ-САТ-ПХАЛАМ ЧИТ-СВАРУПАМ
САКРД АПИ ПАРИГИТАМ ШРАДДХАЙА ХЕЛАЙА ВА
БХРГУ-ВАРА НАРА-МАТРАМ ТАРАЙЕД КРШНА-НАМА
“Святое имя Кришны – самое сладостное из всего, что есть сладостного, и самое благоприятное из всего, что есть благоприятного. Оно – излучающий собственное сияние прекрасный плод с древа желаний ведической мудрости. О лучший из Бхригу! Произнесенное без оскорблений лишь единожды, внимательно или нет, святое имя немедленно вызволяет все человечество из рабства иллюзии” (Сканда-пурана; Прабхаса-кханда).
Нама дает несметное богатство
АПАРАДХА-ШУНЙА ХО’ЙЕ ЛОХО КРШНА-НАМА
КРШНА МАТА, КРШНА ПИТА, КРШНА ДХАНА-ПРАНА
“Просто примите святое имя Кришны и остерегайтесь оскорблений. Кришна – ваша мать, Кришна – ваш отец, и Кришна – сокровище вашей жизни” (Гитавали; Шри Нагара-киртана).
ВИЧЕЙАНИ ВИЧАРЙАНИ ВИЧИНТЙАНИ ПУНАХ ПУНАХ
КРПАНАСЙА ДХАНАНИВА ТВАН-НАМАНИ БХАВАНТУ НАХ
“О Господь! Подобно скупцу, который постоянно накапливает, пересчитывает и помнит свои деньги, позволь нам постоянно накапливать, пересчитывать и помнить Твои святые имена” ( Падьявали, 30).
Сила и чудодейственность святого имени
САХАСРА-НАМНАМ ПУНЙАНАМ ТРИР АВРТТЙА ТУТ ЙАТ ПХАЛАМ
ЭКАВРТТЙА ТУ КРШНАСЙА НАМАИКАМ ТАТ ПРАЙАЧЧХАТИ
“Того добродетельного плода, к которому приводит повторение святых имен Вишну (Вишну-сахасра-нама) три раза, можно достичь, если произнести святое имя Кришны вссего лишь раз” (Брахманда-пурана).
ПАПА ТАПА САБА ДУРЕ ДЖА’БЕ САРА-МАЙЯ САМСАРА ХА’БЕ
АРА КОНО БХАЙА НАХИ ДАБЕ ДУББЕ СУКХЕРА ПАТХАРЕ
“Пой святое имя, и все твои грехи и мирские страдания унесутся прочь. Мир для тебя наполнится чудесным смыслом, страхи рассеются, и ты погрузишься в океан ничем не омраченной радости” (Баула-сангита, 1).
САРВАТРА САРВА-КАЛЕШУ ЙЕ ‘ПИ КУРВАНТИ ПАТАКАМ
НАМА-САНКИРТАНАМ КРТВА ЙАНТИ ВИШНОХ ПАРАМ ПАДАМ
“Тот, кто раньше при любом удобном случае безудержно грешил, но сейчас повторяет святое имя Господа, отправится в высшую обитель Господа Вишну” (Нанда-пурана).
Продолжение см. ниже...
https://vk.com/public52809414?z=photo-52809414_347489584%2F70458370aa1fea98e9