ХОТИТЕ УЛУЧШИТЬ ДЖАПУ?
Первое. Джапа – это негромкое повторение. И джапу нужно слушать внимательно, мы знаем об этом. Если вы хотите улучшить джапу, то повторяйте бодро, максимально быстро. Вот это первый совет. Потому что многие привыкают повторять расслабленно. Это труднее. То есть необходимо сосредоточиться, а для этого нужна определенная скорость джапы. Если вы повторяете расслабленно, это означает, что ум начинает вклиниваться между слогами, между словами. То есть начинает гулять, там есть пространство, понимаете, он еще может успевать гулять там. Такая тонкая вещь ум. Если же вы бодро повторяете, у него нет этой возможности, и концентрация у вас усиливается во много раз. Значит, главное – повторяйте бодро, быстро. 5-7 минут круг, быстро. Если уже в транс впадаете, там не важна скорость. Но до транса еще далеко.
Потом, внимательно следите, как вы перебираете бусы. Некоторые преданные, как выяснилось, не повторяют 16 кругов, потому что перебирают бусы быстрее, чем произносят мантру. Для этого вытащите четки из мешочка и смотрите на каждую бусину внимательно и 108 раз проконтролируйте каждое повторение. И вы увидите, что вы начинаете слушать звуки. Просто ум нужно вот так вот за шкирку взять и ткнуть носом несколько раз. Он почувствует вкус и остановится.
Есть несколько технических советов, которые я слышал, как этот ум всё-таки остановить на мантре. Но это внешние усилия. Например, есть видеосъемка, как Шрила Прабхупада повторяет на четках мантру, начитывает четки. Он повторяет так: вращает бусину и повторяет «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе», останавливается, «Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». То есть пол-мантры вращает бусину, пол-мантры не вращает. И за этим следите. Если вы будете следить – будете слушать мантру. Это технический способ.
Есть другой способ, более сложный. Вы повторяете Харе Кришна мантру и считаете «одна бусина, вторая бусина, третья бусина…» И до 108 раз если досчитаете, то вы прослушали один круг. До 108, весь круг просчитать в уме, вместе с мантрой. То есть вы его, таким образом, приковываете к процессу.
Либо есть такой способ, вы делаете акцент в Харе Кришна мантре на одном слове. На первом «ХАРЕ Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе…» Потом акцент смещаете на второе слово «Харе КРИШНА Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе…» И, смещая акцент, по всей мантре так проходите. Вы должны следить за этим, правда? Ум очень сильно будет участвовать в процессе повторения.
Но это чисто технические вещи, это нужно для того, чтобы только «завести машину», как говорится. Это как стартер – «вж-вж-вж» – и потом она уже поехала сама, дальше это уже не нужно будет делать. Такие есть разнообразные приемы.
Есть прием древний. Вы перед собой ставите надпись Харе Кришна мантры. И, повторяя, смотрите. И на каждое слово вы должны смотреть глазами, которое повторяете. Вот так вот успевать – визуально, звуком и касанием. Таким образом, тоже концентрация усиливается.
Есть метод, когда нас сильно отвлекают окружающее, тогда можно закрыться с головой чадаром. И там повторять. Только не усните. Там есть опасность, что можно уснуть.
Итак, быть бодрым, бодро повторять мантру, и вот есть такие способы, как ум привлечь к процессу, остановить на процессе.
Вопрос: при этом лучше сидеть или ходить?
Е.М. Чайтанья Чандра Чаран Прабху: Если вы умеете это делать – можете ходить или даже бегать. Бхактисиддханта Сарасвати почти что бегал, когда джапу повторял. Он напоминал льва. Такая энергия у него была, что он как лев ходил. Ученики сразу все в стороны разбегались.
Но классически – это сидя. Но я никогда не сижу. Я постоянно сижу и так, на лекциях, поэтому не могу сидеть при повторении мантры. Сидеть для меня – это сейчас аскеза.
Нужно успевать проговаривать всё языком и слушать ухом. Всё, что требуется.
Е.М.Чайтанья Чандра Чаран прабху.