СВЯЩЕННЫЙ ШНУР. Почему? Сколько нитей?... Почему шнур называтся также брахмасутра? Священный шнур, состоящий из трех нитей (сутр) связанных вместе, символизирует комбинацию трех существ – чит, индивидуальная душа; ачит, материальное тело; ишвара, Верховный Господь как Сверхдуша и вечный свидетель. Три нити также символизируют использование трех функций – думать, говорить и действовать только ради духовной цели. Главный узел известен как брахмагрантхи, узел Брахмы. Этот узел защищает тело от болезней и плохих вибраций. Упавита дается мужчине после того как он получит ведическую Гайатри мантру. Это означает, что он принял гуру и способен изучать Веды. Это символ чистоты. Он напоминает садхаке о его обязанности медитировать, чтобы поддерживать эту чистоту. В соответствии с традицией брахмачари носит один шнур из трех нитей; грихастха добавляет дополнительный шнур из трех нитей за свою жену (в общей сложности шесть нитей); ванапрастха носит три шнура из трех нитей. Традиционно ванапрастха путешествует в лесу, нося только кору деревьев. Дополнительный шнур из трех нитей заменяет верхнюю одежду, которая необходима для чтения Гайатри и совершения пуджи. Брахмачари, сразу же принимающий санйасу, может носить один шнур из четырех нитей, представляя тем самым четвертый уклад духовной жизни. Согласно утверждениям, данным в шрути, смрити и брахманах, если человек принимает санйасу, пройдя через грихастха ашрам, он может носить четыре шнура из трех нитей (в общей сложности двенадцать нитей), что будет показывать, что он прошел через все четыре ашрама. Говорится также, что четыре шнура представляют девов, питри, внешнюю одежлу и внутреннюю одежду. В Бенгалии существует традиция в основном среди брахманов и особенно среди грихастха брахманов носить три шнура из трех нитей (девять нитей); один шнур для девов, один шнур для питри (предков) и один шнур для утарйя (верхняя одежда). Шрила Прабхупада носил три шнура из трех и его поместили в самадхи с тем же количеством шнуров. Ношение слишком толстой упавит заканчивается потерей репутации, так как человек пытается разгласить (=хвастать) и показать всем, что он «большой брахамана». Ношение слишком тонкой упавиты заканчивается потерей богатства, так как человек стыдится открыто заявлять, что он брахмана. Такой менталитет, который можно определить, стоит за выбором шнуров. В Ведах поддерживается идея сбалансированного менталитета при ношении упавиты. Брахман должен быть свободен от ложной гордости и притворного смирения. Освободившись от любого скрытого мотива, он должен носить упавиту только в целях исполнения служения Господу. Упавиту можно помыть во время принятия омовения. Во время бритья или принятия масляного массажа, он может быть обернут вокруг груди. Однако, упавиту никогда нельзя снимать за исключением, если она заменяется на новую. Если человек решил испражняться, упавита должна быть обернута два с половиной раза вокруг правого уха. Почему брахманский шнур остается чистым, если оборачивается вокруг правого уха (как это делается во время эвакуации)? В момент брахманической инициации семь священных рек (Ганга, Йамуна, Годавари, Сарасвати, Нармада, Синдху и Кавери) входят в правое ухо и навсегда остаются в ушном отверстии. Соприкасаясь с правым ухом, шнур остается чистым даже если тело становится нечистым при акте эвакуации. «Упавита – это отличительный знак тех, кто компетентен в том, чтобы изучать Веды, преподаваемые ачарйей. Духовный учитель принимает искреннего человека, задающего вопросы как своего ученика и дает ему священный шнур.» (ШБ 1.2.3к.) «Когда духовный учитель приводит ученика ближе к духовному сознанию, этой личности дается упанайанам или священный шнур. Священный шнур означает: «Этот человек находится сейчас под контролем духовного духовного учителя, чтобы продвинуться в сознании Кришны.» Эта церемония шнура называется упанайанам.» (ЛШП 7/7/73) Из книги Е.С. Маханидхи Свами «Гайатри Махима Мадхури».